Пособие своими руками логопед


Надежда Овечкина
Проведение педагогического мониторинга ДОО

Введение в действие ФГОС ДО, который содержит требования к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования, поставило перед педагогами задачу по освоению новой диагностики, диагностики определения результатов освоения образовательной программы в виде целевых ориентиров. Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга, и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Они не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей. Освоение ООП ДО не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников.

Требования к результатам освоения ООП ДО являются ориентирами для:

а) построения образовательной политики на соответствующих уровнях с учетом целей дошкольного образования, общих для всего образовательного пространства Российской Федерации;

б) решения задач формирования Программы, анализа профессиональной деятельности педагогов, взаимодействия с семьями;

в) изучения характеристик образования детей в возрасте от 2 месяцев до 8 лет;

г) информирования родителей (законных представителей) и общественности относительно целей дошкольного образования, общих для всего образовательного пространства Российской Федерации.

В соответствии с вышеизложенным мониторингу могут быть подвергнуты:

1. Условия, созданные для реализации ООП ДО:

а) психолого-педагогические условия реализации ООП ДО;

б) условия для диагностики и коррекции нарушений развития и социальной адаптации;

в) содержание развивающей предметно-пространственной среды;

г) кадровые условия ООП ДО;

д) материально-технические условия реализации ООП ДО;

е) финансовые условия реализации ООП ДО.

2. Профессиональная деятельность педагогов и специалистов ДОУ.

3. Управленческая деятельность.

В части II, пункте 3.2.3. ФГОС ДО указано, что:

При реализации Программы может проводиться оценка индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической деятельности (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования).

Результаты педагогической диагностики (мониторинга) могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач:

1)индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);

2) оптимизации работы с группой детей.

При необходимости используется психологическая диагностика развития детей (выявление и изучение индивидуально-психологических особенностей детей, которую проводят квалифицированные специалисты (педагоги-психологи, психологи). Участие ребенка в психологической диагностике допускается только с согласия его родителей (законных представителей). Результаты психологической диагностики могут использоваться для решения задач психологического сопровождения и проведения квалификационной коррекции развития детей.

С учетом всего вышеизложенного, в нашем ДОУ разработана система мониторинга образовательного процесса, включающая комплекс диагностических средств для проведения педагогического мониторинга.

Система показателей мониторинга образовательного процесса в МБДОУ детском саду №41 комбинированного вида.

1. Качество образования.

2. Качество знаний, умений, навыков воспитанников в освоении всех образовательных областей.

3. Качество профессиональных умений воспитателей и специалистов ДОУ, качество организации методической работы.

4. Состояние здоровья воспитанников. Организация образовательного процесса с точки зрения вопросов здоровьесбережения и др.

ПОДРОБНЕЕ:

1. Качество образования:

Для мониторинга качества образования мы применяем систему, разработанную О. А. Сафоновой. Ее система определяет общий вид мониторинга качества образования, который предполагает выработку комплекса показателей, обеспечивающих формирование целостного представления о состоянии образовательной системы с точки зрения ее соответствия стандартам (нормам, сбор данных о качестве образовательной системы и оценка этих данных, а также принятие соответствующих решений и оценка результатов их реализации.

Система мониторинга О. А. Сафоновой представлена в виде трех блоков:

• Качество образовательного процесса (основной процесс в ДОУ).

• Качество ресурсообеспечения (ресурсы и условия необходимые для образовательного процесса).

• Качество управления.

2. Качество знаний, умений, навыков воспитанников в освоении всех образовательных областей.

Для оценки знаний, умений, навыков детей используется методическое пособие «Мониторинг в детском саду», подготовленное коллективом кафедры дошкольной педагогики Института детства РГПУ им. А. И. Герцена под редакцией Т. И. Бабаевой,

М. В. Крулехт, З. А. Михайловой. В пособии представлен инструментарий мониторинга качества освоения детьми образовательных областей ООП ДО. Кроме данного пособия используются диагностические методики других авторов, а также методики, разработанные педагогами и специалистами ДОУ.

3. Качество профессиональных умений воспитателей и специалистов ДОУ.

Мониторинг организации методической работы. Организация образовательного процесса, построенного с использованием:

- инновационных педагогических технологий как отдельных инструментов или методик, применяемых в инновационных педагогических технологиях;

- инновационных педагогических технологий как отдельных образовательных дисциплин в образовательном процессе по реализации ООП ДО;

- инновационных технологий как набора действенных методов реализации содержания, определенного ФГОС ДО).

Мониторинг повышения квалификации педагогов ДОУ.

Мониторинг использования педагогами ИКТ.

Мониторинг взаимодействия детского сада и семьи.

• Отслеживание творческих достижений педагогов.

• Отслеживание творческих достижений воспитанников.

Мониторинг психологической готовности к школе воспитанников подготовительной группы.

• Реализация педагогами личностно-ориентированной модели взаимодействия с воспитанниками (субъект-субъектная позиция).

• Программно-методическое обеспечение образовательного процесса.

• Дидактическое обеспечение образовательной деятельности.

• Состояние работы по созданию развивающей предметно-пространственной среды

(пространственное моделирование предметно-пространственной среды,

временное (тематическое) моделирование, предметное моделирование).

• Отслеживание успеваемости детей-выпускников в школе.

4. Качество ресурсообеспечения (ресурсы и условия необходимые для образовательного процесса).

• кадровый потенциал (профессиональная компетентность педагогов ДОУ);

• материально-техническое обеспечение.

5. Состояние здоровья воспитанников.

• Анализ заболеваемости детей за последние 3 года.

• Состояние работы по формированию у детей здоровьесберегающего сознания

(знания детей о своем организме, пользе занятий физкультурой и спортом, знания о важности соблюдения режима дня, о важности выполнения гигиенических процедур, о правильном питании, об опасных ситуациях в помещении и на улице и др.).

6. Состояние работы по созданию условий, безопасных для жизни и здоровья детей, которая оценивается по содержанию, формам и методам:

• Задачи, содержание и формы работы с сотрудниками ДОУ.

• Содержание, формы и методы работы с детьми.

• Задачи, содержание и формы работы с родителями воспитанников.

Цель мониторинга в ДОУ – выявление степени соответствия результатов деятельности ДОУ

ФГОС дошкольного образования.

Задачи мониторинга:

• непрерывно наблюдать за динамикой развития ДОУ, своевременно выявлять изменения и те факторы, которые вызывают эти изменения;

• осуществлять тактическое и стратегическое прогнозирование развития важнейших процессов в дошкольном образовательном учреждении;

• повышать мотивацию сотрудников в области обеспечения качества предоставляемых воспитательно-образовательных услуг;

• вовлекать родительскую общественность в процесс улучшения качества образования ДОУ.

Для качественного проведения мониторинга в ДОУ создан банк диагностического инструментария:

• материалы для анкетного опроса всех участников образовательного процесса;

• схемы для тематического контроля, включающие таблицы, схемы-бланки для сбора и анализа результатов по всем видам образовательной деятельности;

• диагностические методики для индивидуального обследования детей с целью определения актуальности задач воспитания и обучения каждого ребенка и организации педагогического сопровождения;

• тесты и т. п.

Определены методы педагогического мониторинга:

• изучение продуктов детской деятельности;

• игровые, тестовые задания;

проведение контрольно-оценочных занятий;

• собеседование с педагогами, родителями и детьми;

• анкетирование и опрос;

• анализ документации;

• наблюдение и др.

Определены правила проведения педагогической диагностики в ДОУ.

1. Диагностику проводят специалисты:

• воспитатель – педагогическую;

• психолог – психологическую, с разрешения родителей (скрининговую диагностику, углубленную психологическую диагностику, динамическое обследование и т. д.);

• медработник – медицинскую;

• руководитель физвоспитания- физического развития;

• учитель-логопед – коррекционную;

• старший воспитатель – диагностику создаваемого инструментария и профессиональной компетентности педагогов в диагностировании.

2. Диагностика не должна мешать педагогическому процессу.

3. В педагогической диагностике образовательный и воспитательный компоненты определяются по программе (задачи программы формулируются как результат).

3. В зависимости от целей педагогической деятельности результаты сравниваются:

а) с результатами контрольной группы,

б) с предшествующими показателями этой же группы;

в) с нормативом (стандартом).

Пример норматива педагогической диагностики:

4. Педагогическая диагностика воспитанников проводится в начале и конце учебного года. Разработанные педагогические диагностики направлены на определение продвижения детей в освоении программы, на определение уровня компетентности ребенка, в основе которой лежат сферы личностного развития ребенка.

5. Результаты педагогических диагностик могут использоваться при проектировании индивидуальных маршрутов развития воспитанников.

6. Некоторые диагностические задания могут выполняться подгруппами детей по 4-6 человек. К каждому заданию предлагается инструкция проведения, использовать наглядный материал. Беседа не должна превышать более 15 минут.

7. Наблюдение может занимать 1 -3 дня. Задания даются в интересной, интонационно выразительной форме. Правильные ответы должны вызывать одобрение, поддержку; в случае затруднения не стоит показывать ребенку, что он не справился, а просто следует дать ответ самому педагогу, но в протоколе отметить невыполнение.

8. Результаты заносятся в таблицы и протоколы. Анализ полученных результатов позволяет выявить особенности освоения программы группой в целом и отдельными детьми, наметить необходимые способы оказания помощи отдельным детям.

9. Педагоги и специалисты ДОУ могут использовать собственные диагностические материалы, разработанные, например, для оценки результатов работы по программе дополнительно образования.

К примеру, руководитель театральной студии Зуева Л. А. использует адаптированные и свои диагностические методики. Руководитель изобразительной студии Смирнова С. В. и руководитель физического воспитания Зубарева О. А. ежегодно составляют таблицы реализуемых ими видов мониторинга.


Источник: http://www.maam.ru/detskijsad/-provedenie-pedagogicheskogo-monitoringa-do-ovechkina-n-r-starshii-vospitatel-mbdou-ds-41-g-shahunja.html



Рекомендуем посмотреть ещё:


Закрыть ... [X]

Игрушки своими руками. Воспитателям детских Как изготовить хлороформ в домашних условиях


Пособие своими руками логопед Пособие своими руками логопед Пособие своими руками логопед Пособие своими руками логопед Пособие своими руками логопед Пособие своими руками логопед Пособие своими руками логопед Пособие своими руками логопед

ШОКИРУЮЩИЕ НОВОСТИ